В чем отличия между механикой и автоматом, плюсы и минусы коробок передач

При покупке автомобиля одним из наиболее важных критериев для многих людей считается используемая коробка передач. При этом к наиболее распространенным вариантам относят механику и автомат. Каждый из них характеризуется своими плюсами и минусами. При этом далеко не всем известно, чем конкретно отличается механика от автомата. Разница касается принципа действия и условий эксплуатации.

Что такое механическая коробка передач (МКПП)

Механическая коробка передач отличается очень простым принципом действия. Водитель при помощи рычага приводит в зацепление определенные шестерни, что помогает включить в машине требуемую передачу. Чтобы отсоединить коробку передач от двигателя, применяется механизм сцепления.

Автомобили на механике выпускают уже больше сотни лет. За время своего существования устройство довели до совершенства. Современная механическая коробка передач имеет много преимуществ. Она считается надежным, экономичным и доступным устройством. При этом его главным минусом считается необходимость ручного переключения передач.

Итак, к главным плюсам устройства стоит отнести следующее:

  1. Простота конструкции, сравнительно дешевый ремонт и обслуживание.
  2. Высокий ресурс использования.
  3. Экономия топлива. Также устройство обеспечивает хорошую динамику разгона.
  4. Высокий КПД.
  5. Возможность буксировать машину без применения эвакуатора.
  6. Хорошая скорость наращивания оборотов мотора авто. При этом водитель самостоятельно может выбирать стиль вождения путем переключения скоростей.
  7. Небольшой вес.
  8. Возможность запускать двигатель при поломке зажигания и аккумулятора.

При этом механическая КПП характеризуется и минусами:

  1. Трудности использования. Новички могут повредить сцепление или узлы агрегата.
  2. Перегрузка двигателя при неправильном включении передач. Это тоже относится к неопытным водителям, которые могут своевременно не переключиться на нужную ступень. В результате двигатель будет работать на высоких оборотах.
  3. Увеличенный интервал переключения передач.
  4. Утомляемость водителя при необходимости постоянного переключения передач в городском режиме.

Особенности автоматической коробки (АКПП)

Главным отличием АКПП считается использование планетарного механизма. В его структуру входит комплект шестерней, которые крутятся вокруг солнца. Планетарный ряд имеет 2 входа и 1 выход. Смена входных скоростей пакетами фрикционов дает возможность управлять вращением выходного вала.

Переключение скоростей в автомате осуществляется по сигналу электронного блока. Для включения передачи в гидроблоке открывается нужный канал для прохождения трансмиссионного масла. При этом жидкость давит на поршень, который сжимает диски фрикционов. При этом фрикционы предыдущей передачи разжимаются. Переключение передач не приводит к снижению мощности.

коробка автомат

К основным плюсам автомата стоит отнести следующее:

  1. Простота использования. В АКПП не требуется постоянно включать сцепление.
  2. Отсутствие вероятности перегрузки мотора. Эта коробка самостоятельно подбирает подходящий момент для переключения передачи.
  3. Минимальный временной интервал между переходами с низкой ступени на более высокую и обратно. При этом двигатель не теряет своей мощности.

Важно учитывать, что АКПП характеризуется и некоторыми минусами:

  1. Высокая стоимость обслуживания и ремонта.
  2. Внушительный вес устройства.
  3. Сравнительно небольшая приемистость авто. Это в большей степени характерно для гидромеханических автоматов.
  4. Более высокие затраты топлива. Это касается гидромеханических, роботизированных коробок и вариаторов.
  5. Невозможность буксировки авто. В случае поломки машины приходится использовать эвакуатор.
  6. Невозможность тормозить двигателем в режиме Drive. Для этого требуется переключаться на пониженную передачу.
  7. Небольшой ресурс эксплуатации до капитального ремонта. Максимальный показатель составляет 200 тысяч километров пробега.

правильно трогаться

В чем разница между механикой и автоматом?

При выборе конкретного типа коробки переключения передач важно разобраться в их отличиях. При этом стоит учитывать цели, для которых покупается машина:

  • для езды в городе;
  • для преодоления лесного бездорожья и заносов;
  • для перевозки грузов.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Также стоит принимать во внимание и стаж вождения. Новичкам проще пользоваться автоматом, тогда как водителям с опытом подойдет и механика.

Чтобы сделать правильный выбор, стоит принимать во внимание следующие параметры:

  1. Стоимость. Машина с автоматической коробкой обойдется примерно на 50 тысяч рублей дороже по сравнению с механикой. К тому же АКПП считается более дорогой в ремонте и обслуживании. Еще одним негативным моментом считается более высокий расход топлива.
  2. Обслуживание и ремонт. Обе коробки требуют замены масла. Это вещество выполняет функции смазки и выводит избыток тепла. Это помогает избежать износа трущихся элементов. К тому же масло формирует на поверхности металла пленку, что обеспечивает защиту от коррозии.
  3. КПД и разгон. Благодаря ручному управлению в механике водитель может разгонять двигатель до красных отметок на тахометре. При этом есть возможность максимально использовать мощность и крутящий момент двигателя. Таким образом для механики характерен более высокий КПД и динамика.
  4. Надежность. Конструктивно механика кажется надежнее. Она не имеет гидравлики или электроники, которые могут выйти из строя. К тому же МКПП может выдерживать нагрузки в виде буксировки или пробуксовки. При этом электронное управление автоматом позволяет исключить человеческий фактор и контролировать состояние устройства.
  5. Ресурс эксплуатации. Этот параметр зависит от конструктивных особенностей, условий эксплуатации и своевременности обслуживания. Некоторые автоматы восьмидесятых и девяностых годов могли проходить без ремонта 500 тысяч километров. Современные шести- и восьмиступенчатые агрегаты требуется ремонтировать уже на 150 тысячах километров пробега. Срок службы механики достигает 250-300 тысяч километров.
  6. Зимнее вождение. Зимой автоматическая коробка дольше прогревается. Это обусловлено большим объемом жидкости. При пробуксовке на льду устройство сильно нагружается. Это увеличивает степень износа масла и деталей. Авто на механике быстрее стартует. При этом механика не боится пробуксовки на льду или в снегу.
  7. Комфорт. Автомат считается более удобным для водителя. Даже новичок сможет тронуться с места и подняться на горку, не скатившись. Эксплуатация МКПП требует высокой концентрации внимания и навыков.
  8. Ресурс двигателя и сцепления. Возможность механики раскручивать двигатель до предела уменьшает срок эксплуатации силового агрегата. АКПП оснащена электроникой. Это позволяет держать обороты двигателя под контролем и исключить его перегревание.
  9. Поведение авто на дороге. Машина на автомате характеризуется более плавным движением. Авто легко поднимается на горку и не глохнет. При этом поклонники механики считают, что этот тип коробки позволяет лучше чувствовать дорогу и автомобиль.

Сравнительная таблица

Ключевые отличия рассматриваемых коробок переключения передач сведены в таблицу:

Критерий АКПП МКПП
Цена авто Выше Ниже
Затраты на ремонт и обслуживание Выше Ниже
Затраты топлива Выше Ниже на 10-15 %
Срок эксплуатации 150 тысяч километров пробега 250-300 тысяч километров пробега
Зимнее вождение Масло дольше прогревается, авто может двигаться с рывками. Масло быстрее прогревается, езда считается более комфортной.
Удобство управления Не требуется переключать передачи, автомобиль плавно разгоняется и ускоряется, проще трогаться в горку. Требуется контролировать обороты двигателя и вовремя переключать передачи, сложнее трогаться в горку с места, могут появляться рывки при переключении передач.

Выводы

Механическая коробка переключения передач существенно отличается от автоматической. Разница между этими устройствами касается целого ряда параметров – стоимости обслуживания, топливных затрат, удобства эксплуатации.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий