Чем отличаются антифризы разных цветов и есть ли разница в характеристиках

Охлаждающая жидкость – важный элемент работы авто. Этот расходник предназначен для того, чтобы выводить избыток тепла от мотора и обеспечивать длительный период эксплуатации и нормальный режим работы. Пользоваться дешевыми некачественными антифризами не стоит. Это может привести к негативным последствиям. При этом у многих возникает вопрос, чем конкретно отличается антифриз по цветам.

Для чего нужен антифриз

Главным предназначением антифриза считается охлаждение двигателя авто. Во время циркуляции по системе охлаждения жидкость забирает тепло от разогретых элементов мотора и передает его в воздух при помощи радиатора.

Раньше для этого применяли обыкновенную воду. Однако ее главным минусом считается высокая температура замерзания. Даже в небольшой мороз она становится льдом. При замерзании жидкость расширяется и приводит к повреждению радиатора и рубашки охлаждения мотора. Чтобы не сливать воду из системы зимой, придумали незамерзающую жидкость, которая называется антифризом.

Современные охлаждающие жидкости, помимо низкой температуры кристаллизации, должны иметь еще набор важнейших характеристик. Важно, чтобы они отличались нейтральностью к металлам и резине, не вызывали появление накипи и не пенились. Для этой цели в антифризы добавляют особые присадки. При этом жидкости бывают разных цветов.

Для чего окрашивают антифриз

В основе любой охлаждающей жидкости лежат очищенная вода и этиленгликоль. Потому теплоноситель получается совершенно прозрачным. Тем не менее, для готовых составов характерна разница по оттенкам. Яркое красящее вещество, которое добавляется в состав, выполняет ряд функций:

  • визуальные характеристики охлаждающих жидкостей различных видов;
  • идентификация в момент протечки из контура;
  • комфорт для автомобилиста при оценке уровня антифриза в расширительном бачке;
  • отличие от остальных технических составов, которые применяются в автомобиле.

Связь цвета и характеристик ОЖ

Для производства современных охлаждающих жидкостей применяют особые красители, которые отличаются друг от друга. Сам цвет никоим образом не связан с составом антифризов. Они требуются только для того, чтобы отличать составы разных марок и классов. К главным составляющим охлаждающей жидкости относят этиленгликоль, дистиллированную воду и набор присадок.

Для этиленгликоля с температурой кипения на уровне 197,3 градуса характерен невысокий порог замерзания. При этом его не добавляют в авто в чистом виде. Этот состав считается очень агрессивным. Потому его стоит смешивать с водой и различными присадками. Они защищают детали и патрубки авто.

Итак, антифриз делится на следующие разновидности:

  1. Тосол – этот состав изготавливался еще в советские времена. Он содержал дистиллированную воду и этиленгликоль с разными присадками. Антифриз отличается зелеными, синими и прочими оттенками.
  2. G11 – это стандартный вариант. В его основе лежат вода, этиленгликоль, присадки. К ним относятся бораты, нитриты, соли. Этот вид жидкости имеет длительный период эксплуатации и отличается синим окрасом.
  3. G12 – представляет собой карбоксилатный антифриз. Он отличается классическим составом. При этом в качестве дополнительных компонентов применяют соединения карбоновых кислот. Этот состав характеризуется более продолжительным периодом эксплуатации. Вещество отличается розовым или красным оттенком.
  4. G12+ – эта жидкость включает воду, этиленгликоль и присадки. Вещество содержит различные виды кислот – кремневые, фосфорные, азотные, карбоновые. Ингредиенты бывают разными. Это определяется производителем. Эта жидкость характеризуется красным оттенком.
  5. G12++ – представляет собой гибридный состав. Для его изготовления применяют органическую основу и соединения кремниевых кислот. Главным отличием считается больший период эксплуатации. Антифриз отличается красным или в отдельных случаях желтым оттенком.
  6. G13 – это современная жидкость, основой которой считается безопасный пропиленгликоль. Для нее характерен розовый или фиолетовый окрас.

Отличительные особенности ОЖ разного цвета

Европейские автопроизводители используют следующую классификацию для деления антифриза по цветам:

  1. Синий и зеленый – в эти цвета красится состав, который относится к классу G11. Она производится в соответствии со стандартной технологией с применением силикатов. Основой этого типа охлаждающей жидкости считается этиленгликоль. Силикаты обеспечивают защиту от коррозии. Также в состав могут вводиться фосфаты и прочие неорганические составляющие. Чтобы локализовать распространение ржавчины, на поверхностях, которые поражены коррозией, появляется защитная пленка. При этом она находится там в течение ограниченного периода времени. Синий и зеленый антифриз стоит менять не позже, чем через 2-3 года использования авто.
  2. Красный – этот оттенок характерен для теплоносителей категорий G12 и G12+. Для производства таких антифризов используется карбоксилатная методика. В составе нет механических компонентов и силикатов. Функции ингибиторов коррозии в антифризе выполняют органические составляющие – карбоксилаты. Чтобы защитить внутренние поверхности элементов от коррозии, формируется особый слой, который препятствует образованию местных очагов ржавчины. Для таких составов характерны прекрасные смазывающие характеристики. При циркуляции в охлаждающем контуре эти вещества не пенятся. Антифриз допустимо использовать в течение 5 лет.
  3. Малиновый или фиолетовый – этот цвет имеют жидкости типа G12++. Они делаются в соответствии с биполярной технологией. Ингибиторами коррозии считаются органические кислоты и минеральные ингредиенты. Элементы из алюминиевых сплавов защищаются соединениями кремния, которые тоже присутствуют в составе теплоносителя. Фиолетовые или малиновые составы допустимо использовать как минимум 10 лет. Эти составы отличаются универсальностью.
  4. Желтый и оранжевый – такие оттенки имеют жидкости, которые отличаются маркировкой Главным отличием антифриза и охлаждающих составов считается основа, которая используется для их изготовления. Теплоносители делают из пропиленгликоля и дистиллированной воды. Это вещество характеризуется экологичностью и абсолютной безопасностью для людей и экологии. Состав присадок идентичен антифризам низшего класса G12++.

Смешивание ОЖ разных классов. Таблица совместимости

Если иметь информацию об отличиях антифризов, которые имеют различные цвета, удастся сделать вывод относительно возможности их комбинирования. Охлаждающие жидкости, которые изготавливаются по различным технологиям и включают в состав присадки различных видов и механизма действия, нельзя сочетать, поскольку есть риск получить непредсказуемые результаты. При этом возможность соединения составов различных оттенков указывается производителями в сервисных документах. Также допустимо воспользоваться таблицей совместимости:

Охлаждающая жидкость на долив Охлаждающая жидкость в системе
Тосол G11 G12 G12+ G12++ G13
Тосол Да Да Нет Нет Нет Нет
G11 Да Да Нет Нет Нет Нет
G12 Нет Нет Да Нет Нет Нет
G12+ Да Да Да Да Нет Нет
G12++ Да Да Да Да Да Да
G13 Да Да Да Да Да Да

Если залить в контур несовместимый состав, могут появиться проблемы с охлаждающей системой. При этом возможны следующие сложности:

  • образование местных очагов коррозии вследствие уменьшения защитного эффекта;
  • закупоривание сот радиатора;
  • поломка подшипника помпы;
  • заклинивание термостата;
  • нарушение герметичности соединительных патрубков и контура.

При соединении низкокачественных веществ с теплоносителем на физическом уровне могут появиться такие проблемы:

  • повышение вязкости теплоносителя, что приведет к нарушению циркуляции в контуре;
  • снижение температурных параметров кипения;
  • повышения температуры замерзания;
  • потеря антикоррозионных характеристик;
  • появление налета и ухудшение теплоотдачи.

Если на станции технического обслуживания получить сведения о том, какая охлаждающая жидкость добавлена в авто, то в случае применения вещества для доливки удастся предотвратить проблемы с силовым агрегатом. Чернила, которые добавляются в теплоноситель, не влияют на эксплуатационные характеристики жидкости. Потому делать выводы о качестве присадок по оттенку не рекомендуется.

Если учитывать отличия между оттенками антифриза, стоит правильно выбрать состав для добавления в систему мотора и увеличить ресурсы его использования. Если рекомендованный антифриз недоступен, то в качестве временного варианта допустимо добавить к розовому или красному составу G12 теплоносители, которые отличаются универсальным предназначением. К ним относятся G12+, G12++, G13. При этом важно учитывать, что антикоррозионные свойства могут ухудшиться.

Различные виды присадок приводят к тому, что вещества G11 и G12 являются несовместимыми. Чтобы определить реакции после соединения, стоит соединить немного жидкостей в прозрачной банке.

Антифриз представляет собой важную охлаждающую жидкость, которую обязательно требуется использовать для корректной эксплуатации авто. При этом данные вещества отличаются по оттенкам. Это обязательно стоит учитывать при доливке состава. Неправильный выбор компонентов уменьшает срок эксплуатации двигателя.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий