В чем отличия коробок передач робот и автомат и что лучше, разница

Автолюбители порой не понимают, чем отличается коробка передач «робот» от привычного «автомата». Обе трансмиссии в процессе движения работают без участия водителя. Однако у них неодинаковая конструкция и принцип работы. Коробки по-разному ведут себя в определенных условиях движения. Срок годности каждой зависит от характера эксплуатации и качества дорог.

Различия между коробкой «робот» и «автомат»

В какой-то мере эти механизмы одинаковы. Обе коробки переключения передач (сокращенно — КПП) позволяют водителю не заниматься выбором режимов в процессе движения, не отвлекаться на выполнение обязательного действия, экономящего ресурс двигателя. Правда, между ними есть ряд отличий.

Визуальное

Внешне и «робот», и «автомат» похожи на механическую КПП. Первое, что бросается в глаза, — это рычаг управления, то есть селектор. Длинная рукоятка с удобной насадкой установлена на панели с символами, отвечающими за выбор режимов передач.

Разница между этими двумя коробками, на первый взгляд, незаметна. Однако «автомат» имеет такую шкалу: Р (парковка), R (задний ход), N (нейтральный), D (движение вперед), L (экстренное торможение двигателем). Некоторые автокоробки укомплектованы опцией «Типтроник» (ручной выбор передач). Стандартные режимы «робота»: R (назад), N (нейтральный), A (автоматический), M (ручной), + (на повышение), — (на понижение).

Важно! Современные модели КПП обязательно имеют ручной режим. Он незаменим в случае торможения двигателем и при движении на гору с «нагрузкой».

Конструкционные особенности роботизированной коробки передач и АКПП

Существует три основных типа «автомата»: гидромеханическая «классика», «вариатор» и «робот». Каждая модель имеет свою конструкцию, позволяющую выполнять автоматическое переключение передач во время движения без вмешательства водителя. Правда, в момент старта придется установить селектор в нужный режим.

Гидромеханическая АКПП — сложный агрегат, состоящий из большого количества элементов (планетарный редуктор, гидротрансформатор (ГДТ), масляный насос, электрогидравлическая система управления). Каждая деталь выполняет свою функцию.

Гидротрансформатор — устройство, преобразующее и передающее крутящий момент от ДВС (двигателя внутреннего сгорания) на ведомые валы КПП. ГДТ играет роль сцепления, хотя в процессе переключения передач не участвует. Гидротрансформатор только «гасит» вибрацию и отвечает за плавные переходы с одной ступени на другую. Управляет работой автоматической КПП электрогидравлическая система (переключение передач и блокировка ГДТ выполняется с помощью гидравлики, а потоки рабочей жидкости регулируются электроникой (датчиками)).

«Робот» — более усовершенствованная разновидность КПП. Такая коробка оснащена электронным блоком (процессором). Вместо ножного привода сцепления установлен электропривод. Выбором режимов передач и активацией сцепления занимается электронный блок. Самой лучшей роботизированной моделью считается DSG с двумя сцеплениями.

Конструктивные элементы «робота»:

  • механическая КПП;
  • электронный блок управления (бортовой компьютер);
  • сцепление фрикционного типа (трансмиссия с одним или двумя сцеплениями);
  • система управления сцеплением и переключением передач (с электрическим приводом).

Важно! В автомобилях с «роботом» и «автоматом» всего две педали — тормоз и газ, а педаль сцепления такая, как на «механике», — отсутствует.

ручка коробки

Сфера применения

«Автомат» устанавливают на машине с бензиновым или дизельным двигателем. Автоматическую КПП можно встретить как на бюджетных 4-ступенчатых моделях, так и на дорогих 10-ступенчатых внедорожниках. Такая коробка распространена на многих старых и новых авто, автобусах, грузовиках.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
«Роботы», в основном, установлены на корейских и китайских авто.  Роботизированные КПП с 2 сцеплениями встречаются на «Фордах», «Шкодах», «Ауди», «Фольксвагенах», «Мини», а также на спортивных моделях.

капот машины

Принцип работы

Когда водитель заводит авто с автоматической КПП, коленвал двигателя начинает вращаться. От этого вращающегося механизма приводится в действие масляный насос, а от уже него — запускаются детали гидротрансформатора. Далее в работу включается электрогидравлическая система управления и, в зависимости от конкретного состояния автомобиля, активизируется нужный режим передачи. Водитель в это время только крутит руль и нажимает на педали.

При езде на «автомате» переключение передач выполняется автоматически и зависит от оборотов двигателя. Водителю не нужно следить за скоростью и заниматься выбором режимов. Всеми этими функциями управляет автоматическая трансмиссия.

Электронная система управления диагностирует состояние, выбирает и переключает передачи во время движения с учетом скорости авто, нагрузки на двигатель, положения педали газа и других параметров. Для переключения режимов на автоматической КПП используется гидравлика.

Похожий принцип работы и у «робота». Роботизированная КПП является обычной «механикой», где переключение передач и выжим сцепления выполняется автоматически (без вмешательства водителя) и управляется ЭБУ. Компьютеризированная система взаимодействует с механическими деталями. В автоматически управляемой коробке «робота» выбором режима, подходящего к конкретным условиям, занимается электроника.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Переключение передач происходит в момент движения и зависит от скорости и нагрузки на двигатель. Авто с компьютеризированной приборной панелью и роботизированной КПП предоставляет водителю возможность дистанционно управлять машиной (с помощью удаленного пульта управления).

Надежность и срок службы

Рабочее состояние машины и установленной в ней КПП зависит от огромного количества факторов. Если ездить по хорошей дороге, редко подниматься на возвышенность, постоянно двигаться на одной и той же скорости, не попадать в пробки, то при таких условиях «робот» прослужит без ремонта более 10 лет.

Однако на плохих трассах роботизированная коробка быстро выйдет из строя. «Роботы» мало приспособлены к езде с частым изменением скорости, не любят высоких подъемов и медленного движения, а еще они очень требовательны к идеальному состоянию электроники.

«Автоматы» более надежны, они выдерживают плохие дорожные условия, отлично работают на некачественных дорогах, хорошо реагируют на пробки, не перегреваются при подъеме на гору. Служат автоматические коробки более 15 лет.

установка коробки

Обслуживание

При выходе из строя «автомата» любая СТО возьмется за ее ремонт. Все поломанные детали коробки удастся заменить новыми оригинальными или универсальными запчастями. Стоимость обслуживания зависит от модели авто и расценок СТО. С ремонтом «роботов» могут возникнуть трудности. Не каждая СТО возьмется отремонтировать роботизированную КПП. Ремонтом «роботов» занимаются не просто автослесари, а мастера, разбирающиеся в электронике.

Основные поломки

У «автомата» могут выйти из строя детали электронной части, а также механической или гидравлической системы. Иногда перестают работать датчики. Нередко происходит обрыв электропроводки. Часто приходится заменять изношенные шестерни, валы, фрикционные элементы. Масляный насос выходит из строя реже, чаще — засоряются масляные каналы. Редко происходит поломка гидротрансформатора.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
При езде на «роботе» чаще всего происходит сбой в работе электронного оборудования. Иногда электроника выходит из строя (перегорают датчики, контакты). Реже случаются механические повреждения. Обычно в процессе эксплуатации ряд деталей подвергается износу. Часто приходится заменять вилку выбора передачи и подшипники.

Достоинства и недостатки коробки-автомат и роботизированной коробки передач

Сравнение КПП (таблица):

«Автомат» «Робот»
Плюсы Характеристики:

· автоматическая работа, не требующая вмешательства водителя;

· плавное переключение;

· высокая скорость реагирования;

· распространенная комплектация — 6 ступеней;

· ряд моделей имеет дополнительный ручной режим;

· более длительный срок службы (до 800 тысяч км пробега);

· доступный ремонт (на любой СТО).

Характеристики:

· режимы переключаются без участия водителя;

· плавная, без рывков работа (у преселективных КПП);

· высокая скорость переключения (у новых DSG);

· экономный расход топлива;

· низкая цена авто.

Минусы Характеристики:

· неэкономный расход топлива;

· необходим контроль над состоянием масла;

·  возможны поломки при эксплуатации на плохих дорогах.

Характеристики:

· задержки при переключении (у старых моделей);

· рывки на старте и в пробках (у моделей с 1  сцеплением);

· менее надежны (быстро изнашивается сцепление);

· сложный и дорогой ремонт;

· высокая цена (на новые DSG);

·  быстро выходят из строя на дорогах плохого качества.

Что же лучше?

На выбор автомобиля и установленной в нем трансмиссии влияет ряд объективных и субъективных причин. Гораздо комфортнее ездить на «роботе» DSG. Такой КПП с двумя сцеплениями имеет плавное и высокоскоростное переключение ступеней, во время разгона нет никаких рывков и задержек, топливо расходуется более экономно.

Зато авто с DSG отличаются высокой ценой и стоимостью обслуживания. Не все СТО возьмутся за ремонт «робота», ведь не каждый мастер сможет отремонтировать электронику и выполнить ее настройку. К тому же роботизированная коробка мало приспособлена к езде на плохих дорогах.

автомат коробка

Проще ремонтировать «автомат». Хотя автоматическая КПП и так редко выходит из строя, ресурс такой трансмиссии — 500-800 тысяч км пробега. Правда, чтобы «автомат» дольше работал, рекомендуется следить за своевременной заменой масла и меньше выезжать за город. АКПП работают плавно и бесшумно, без рывков и задержек.

Отремонтировать «автомат» удастся на любой СТО. Все вышедшие из строя детали автоматической коробки можно заменить на новые или оригинальные. Большинство автомобилей на «автоматах» расходует всего 6 л на 100 км. Автоматические КПП отлично ведут себя на бездорожье.

Краткий итог

Сравнение КПП (таблица):

Критерии «Робот» «Автомат»
Средний срок службы (без ремонта) 100 000 км пробега 500 000 км пробега
Оптимальные условия работы Отлично ведет себя на хорошей дороге (без резких спусков и подъемов) и при равномерной скорости движения Предпочитает качественную и ровную трассу, но может какое-то время без ремонта проработать на плохих дорогах (с резкими подъемами и спусками) и часто меняющихся скоростях
Как ведет себя в плохих дорожных условиях Быстро выходит из строя Нормально работает
Зависимость от исправной электроники Зависит, в случае поломки одной детали авто не заведется Не зависит, в случае поломки датчика авто сможет ездить
Доступность ремонта Только специалист, разбирающийся в электронике Любая СТО, обыкновенный автослесарь
Качество работы и переключения передач Возможны рывки и задержки на старых моделях с 1 сцеплением, новые работают плавно и бесшумно Плавная работа, без рывков и задержек
Перегревание при движении на гору Сильно перегреваются (если не установлен кулер) Почти не перегреваются
Как работает в пробках На медленной скорости при «полунажатом» сцеплении быстро изнашиваются диски Отлично переносит медленное движение (задействованы только потоки смазки между роторами)
Доступность Чаще устанавливается  в бюджетных моделях Устанавливается в дорогих внедорожниках и кроссоверах

Малиновская Дарья
Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий