В чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Оперативное управление и хозяйственное ведение – это важные юридические понятия. Они означают вещные права организаций, которые не принадлежат к группе собственников. Их активно применяют государственные бюджетные и унитарные организации. При этом оперативное управление и хозяйственное ведение имеют разницу. Она кроется в возможности использования для той или иной разновидности организаций.

Определение терминов

Чтобы разобраться в сходствах и отличиях, требуется проанализировать ключевые термины.

Хозяйственное ведение

Хоз. ведение представляет собой механизм, благодаря применению которого управляющие органы государственной организации могут пользоваться объектами определенной фирмы. Это допустимо делать в границах, установленных законами или иными нормативными документами.

Руководство организации может использовать недвижимость, тогда как применение движимых объектов находится под запретом. Владельцем компании, которая использует механизм хозяйственного управления, считается государство. Оно может:

  • контролировать реализацию хозяйственного управления руководством компании;
  • реорганизовывать компанию;
  • назначать руководителей государственной организации;
  • пользоваться частью прибыли от применения активов.

Если обладатель компании выявляет, что объекты, переданные в соответствии со схемой хозяйственного ведения, не применяются в соответствии с их предназначением, он может изъять их.

Оперативное управление

Под этим термином понимают механизм, использование которого подразумевает наличие разных типов субъектов, применяющих государственное имущество. К ним относятся:

  • казенные организации;
  • бюджетные фирмы;
  • частные компании;
  • автономные организации.

Такие субъекты могут использовать государственные объекты с учетом следующих правил:

  • в пределах, регулируемых законодательством РФ;
  • с учетом задач, которые поставил собственник;
  • в зависимости от особенностей объектов.

Владелец государственной организации может:

  • изымать из основных фондов объекты, используемые не по прямому назначению;
  • распределять доходы компании;
  • осуществлять иные деяния, установленные законодательными актами.

Учреждения не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, которое зафиксировано за ними. В качестве исключения стоит отметить денежные средства, выделенные по смете. Отдельные авторы отмечают, что некоторые разновидности учреждений все же могут распоряжаться объектами, закрепленными за ними.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Так, образовательные и культурные учреждения имеют возможность сдавать закрепленные за ними объекты в аренду. Если же это не зафиксировано в специальных законодательных актах и других нормативных документах, такая сделка признается недействительной автоматически. Причем это касается ситуаций даже с предварительно полученным согласием владельца.

В чем различия?

Ключевым отличием рассматриваемых прав считается то, что субъектом хозяйственного ведения считаются руководители государственной компании. Оперативное управление отличается тем, что круг вероятных участников правовых отношений, связанных с реализацией управленческих функций, намного шире. Именно в этом заключается основная разница.

руководили службы

Есть ли что-то общее

При сравнении рассматриваемых понятий можно выявить и общие черты. Так, оба механизма помогают организовать управление государственными объектами.

Жизненные примеры

Лица, которые имеют рассматриваемые права, не приобретают имущество. Это обусловлено отсутствием важнейшего основания для использования приобретательной давности, а именно – владения имуществом. Безусловно, получив какой-либо объект от собственника с ограничением прав, субъект не может считать его собственностью. Такое положение подтверждает судебная практика.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Об этом свидетельствуют и жизненные примеры. Одним из них может быть постановление ФАС Дальневосточного округа, которое было принято по делу № А51-8234/2011, датированному 6 марта 2012 года. В соответствии с материалами дела, истец просил установить факт владения имуществом в соответствии с порядком приобретательной давности.

При этом суд не удовлетворил это требование. В материалах дела отмечается, что заявитель не может применять этот способ приобретения прав на имущество. Поскольку истец обладал статусом учреждения, он не мог стать собственником имущества, которое находилось в его ведении.

Сравнительная таблица

Особенности и отличия рассматриваемых прав приведены в таблице:

Критерий Хозяйственное ведение Оперативное управление
Субъекты Государственные и муниципальные унитарные организации. Государственные и муниципальные казенные организации.
Права владельца в отношении имущества Владелец получает часть денег, которые были заработаны в результате эксплуатации имущества. Также он контролирует процесс его эксплуатации. Владелец может изъять лишнее имущество, которое не используется. Также он может распределять доходы предприятия.
Правомочия субъектов в отношении объектов, которые были им переданы Распоряжаться возможно без согласия собственника при использовании движимых объектов и исключительно с его согласия, если дело касается недвижимости. Распоряжаться возможно исключительно с согласия собственника имущества. Если компания получила право заниматься деятельностью, которая приносит доход, она может распоряжаться заработанными финансами. Также казенное учреждение может продавать продукты, которые выпускает.

деньги как доход

Заключение

Хозяйственное ведение и оперативное управление характеризуются рядом сходств и отличий. При этом разница заключается в особенностях применения имущества и получения прибыли от его эксплуатации.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий