В чем отличия между триллерами и фильмами ужасов, сравнение жанров

Триллеры и ужасы — фильмы для любителей пощекотать нервы. Киножанры перекликаются между собой. Для обоих характерна напряженная атмосфера и неожиданный, не всегда счастливый конец. Но между классическим хоррором и леденящей душу детективной историей о маньяке-убийце все же есть принципиальные различия. Цель страшилки — именно напугать и не обязательно правдоподобно. Чтобы понять, чем конкретно ужасы отличаются от триллера, нужно обратиться к теории.

Определение понятий

Название триллер происходит от английского слова «thrill» — «трепет». Фильмы ужасов для краткости называют англоязычным словом «хоррор». Оба понятия обширны и объединяют несколько кинонаправлений.

Триллер

Особенность фильма — постепенное нарастание волнения и ускорение событий, ведущие к неожиданной развязке. Жанр относится не только к кино, но и к литературе, как элемент может присутствовать в других жанрах.

Триллер делится на виды:

  • судебный;
  • шпионский;
  • детективный;
  • медицинский;
  • политический;
  • мистический;
  • психологический;
  • научно-фантастический.

Жанр зародился в американском кинематографе. В начале прошлого столетия тревожные элементы включали в комедийные фильмы, ведь главным назначением кино того времени было развлечь зрителей.

Позже, в послевоенное время, страх основательно поселился в жизни людей. Триллер стал мрачным фильмом с черным юмором. Также больше внимания уделялось психологии и эмоциональному состоянию героев. С подачи Альфреда Хичкока появился новый вид фильмов — психологический триллер.

Ужасы

Хоррор — преимущественно киножанр. В литературе встречается триллер ужасов, к которому относятся некоторые романы Стивена Кинга. Главная черта фильмов жанра хоррор — все элементы направлены на то, чтобы вызвать чистый страх, шокировать.

Фильмы ужасов тоже делятся на виды:

  • боевик;
  • приключение;
  • комедия;
  • о мутантах;
  • драма;
  • ужас на празднике;
  • психологический хоррор.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
К классическим фильмам ужасов относятся ленты о зомби, оборотнях, вампирах. Монстры менялись в ногу со временем. Преследовать жертв стали маньяки-убийцы, инопланетяне и существа животного мира — акулы, пираньи, птицы. Также в сюжетах появились религиозные темы, полтергейст, демоны, а также апокалиптическое будущее. Отдельно выделяются фильмы ужасов, похожие на документальную или домашнюю съемку.

Стивен Кинг назвал самым страшным фильмом «Ведьму из Блэр». События будто сняты на любительскую камеру, поэтому зритель попадает в центр ужаса.

Различие жанров

Страх — характерная черта триллера и ужастика, но по-разному воплощается. В хорроре используют персонажи и ситуации, которые сами по себе страшные — сморщенный и когтистый Фредди Крюгер или полный город зомби. Триллер отличается более реалистичной подачей.

Эмоциональная составляющая

Разница между жанрами заключается в том, что ужастики откровенно пугают, например, используют эффект неожиданности и неосведомленность. Герой открывает дверь, и на него внезапно наваливается толпа зомби. Он не знал, что его поджидает опасность. Зрители тоже ничего не подозревали, ведь предшествующие события не указывали на неожиданный поворот.

В триллерах зрителю показывают истоки страха, как убийца пробирается в комнату и выжидает. Тем временем беспечный герой занимается обычными делами. Осведомленность о его судьбе заставляет с напряжением ждать момента, когда откроется дверь.

вход в дом

Мотив

Детективные, мистические и фантастические фильмы содержательно повествуют о причинах зарождения зла. Маньяк-убийца пережил тяжелое детство, человек мутирует в результате генного эксперимента, а призрак терроризирует жильцов дома в поисках того, кто потревожил его дух три века назад.

Хоррор поверхностно относится к мотивам. Монстры кровожадны от природы. Маньяк с бензопилой просто пришел, чтобы беспощадно убивать. Люди оказываются запертыми в загадочном кубе внезапно, без предисловия, и тут же начинают погибать в ловушках. Некогда разбираться почему — нужно искать выход.

Реки крови, показные истязания и преувеличенно омерзительную наружность маньяков чаще показывают в ужастиках, так как сцены насилия и увечья — шокирующее зрелище.

Сюжет

Важное отличие фильма ужасов от детективного или мистического триллера — незамысловатая сюжетная линия. В начале хоррора на героев внезапно обрушивается проклятие или к берегу приплывает стая акул. В остальное время их поочередно убивают или пожирают, даже не оставляя времени на спасение. События развиваются динамично с первых кадров.

В детективном фильме действие разворачивается постепенно. Герой узнает шокирующие подробности в ходе расследования. Элементы экшена перемежаются с интеллектуальными сценами.

Развязка

События триллера складываются в загадку, а в финале зрители узнают ответ. Развязка — ключевой момент в этом жанре. В конце торжествует справедливость.

Фильм ужасов не дает ответов, а его финал может быть любым и далеким от справедливости. Иногда создатели представляют альтернативные концовки — в одной версии герой спасается, а в другой – погибает. Проклятие, армия зомби или маньяк не исчезают. Перед героями не стоит задача истребить нечисть или наказать убийцу. В хорроре важна не развязка, а зрелищность.

Есть ли что-то общее?

Связующее звено между двумя жанрами — саспенс. Технику погружения зрителя в глубокое эмоциональное напряжение, манипулирования эмоциями использовал в своих фильмах Альфред Хичкок.

Саспенс применяют в триллерах и ужасах. В течение фильма зрителя не покидают тревога и неопределенность. Но после просмотра детективной истории или психологической драмы с логичной развязкой тревожное состояние проходит. Ужастик без определенной концовки надолго поселяет страх в душе зрителя.

Альфред Хичкок

Сравнительная таблица

Различия жанров можно представить по следующим категориям:

Наименование Триллер Фильм ужасов
Идея Показывает проблемы общества: домашнее насилие, изъяны судебной системы, классовое неравенство Не несет практической пользы, кроме осознания, что саспенс может случиться с каждым
Психологическое состояние Сопереживание, тревога, любопытство, желание разгадать загадку раньше героя Страх, отвращение, оцепенение
Злодеи Обычные люди: маньяки-убийцы, социопаты и абьюзеры. Сверхъестественные существа: зомби, вампиры, привидения, демоны.
Реалистичность История складывается из обычных жизненных обстоятельств: знакомство в кругу друзей, встреча с необычным пациентом, новый сотрудник на работе Герои будто попадают в другое измерение или страшную сказку, события происходят в альтернативном будущем или прошлом

В триллере герой проходит испытание силы духа и находчивости. В хорроре герои приходят и уходят, а зло остается.

скрытый злодей

Итог

Триллер и ужасы похожи тем, что держат зрителя в эмоциональном напряжении, но отличаются целями. Жанр хоррора призван бессмысленно и беспощадно пугать от начала до конца. Фильмы ужасов отличаются обилием крови, неестественными мизансценами и сверхъестественными существами, отсутствием четкого и счастливого финала.

Триллер загадывает загадку и вводит героя в трудные жизненные обстоятельства, требующие смекалки и силы воли. Фильмы этого жанра указывают на острые социальные проблемы и дают надежду на благополучный финал.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий