Как можно отличить винительный падеж от родительного и в чем разница

Имя существительное представляет собой часть речи, которая обозначает любую предметность и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Меняется это слово по падежам. Чтобы их не путать друг с другом, нужно ознакомиться с определенной системой различий. Она поможет понять, как можно отличить родительный и винительный падежи. При этом для начала требуется разобраться в основных признаках и терминологии.

Признаки падежей

Ключевым признаком понятий считается окончание слова. К примеру, слова в родительном падеже могут заканчиваться на такие буквы:

  • и, ы – это происходит в первом склонении;
  • а, я – это характерно для второго склонения;
  • и – наблюдается в третьем склонении.

Для слов в винительной форме характерны такие окончания:

  • у, ю – наблюдается в первом склонении;
  • а, я, е, о – характерно для второго склонения.

При этом нужно отметить, что в третьем склонении окончаний нет. Чаще всего сложности появляются при определении принадлежности одушевленного существительного. В такой ситуации сделать верный выбор поможет вопросительная конструкция и используемые предлоги:

  • Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «чья?», «чей?». При этом используются такие предлоги, как: «для», «до», «около», «с», «у», «от».
  • Винительный – в этом случае используются варианты «кого?», «что?». В данной ситуации применяются такие предлоги, как: «за», «в», «во», «про», «через», «на».

Важно учитывать, что в русском языке встречаются существительные, форма которых определяется с трудом. Это связано с тем, что они не склоняются. В качестве примера стоит привести такие слова, как «кофе» или «кино». В такой ситуации поможет правильно поставленный вопрос.

Как определить падеж

Для этой цели рекомендуется воспользоваться инструкцией:

  • Определить одушевленность или неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы. При их постановке легче пользоваться парами «кого?», «чего?» или «кого?», «что?». Это связано с тем, что для одушевленных существительных вопросительные конструкции совпадают.
  • Определить сочетаемость с вспомогательными словами. К ним относятся «нет» и «вижу».
  • При необходимости заменить слова и определить форму по аналогии.

Замена может потребоваться в ряде случаев. Одушевленные существительные мужского рода второго склонения в обоих падежах звучат одинаково.

К примеру, «портфель ученика» и «знаю ученика». Чтобы не допустить ошибку, стоит выполнить замену на любое слово первого склонения – к примеру, «портфель ученицы» и «знаю ученицу». В этом случае слово «ученицы» находится в родительном падеже, а «ученицу» – в винительном. Аналогичная ситуация наблюдается со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных слов тоже совпадают – к примеру, «книги учеников» и «знаю учеников». Для правильного определения требуется заменить их на неодушевленное существительное, которое стоит во множественном числе, – к примеру, «книги библиотек» и «знаю библиотеки». В этом случае «библиотек» стоит в родительной форме, а «библиотеки» – в винительной. Такая ситуация характерна для слова «учеников».

Чем отличается родительный от винительного

Для рассматриваемых понятий характерны следующие отличия:

  • Неодушевленные существительные отличаются разными окончаниями. В родительном падеже они отвечают на вопрос (нет) «чего?», в винительном – (вижу) «что?».
  • Окончания одушевленных существительных могут совпадать. В таком случае стоит ориентироваться на смысл предложения.
  • Форму неизменяемых слов тоже рекомендуется определять в зависимости от контекста.

Сравнительная таблица

Основные отличия представлены в таблице:

Критерий Родительный Винительный
Вопрос кого? чего? кого? что?
Вспомогательное слово нет вижу
Окончания и, ы

а, я

и

у, ю

а, я

Предлоги от, до, из, без, у, для, около, с в, на, за, через, про

Значение падежей

Родительный служит для обозначения следующих понятий:

  • Принадлежность кому-то или чему-то. К примеру, «халат медсестры», «мех кошки».
  • Объект воздействия при наличии глагола с отрицанием. Например, «не ест сыра», «не пьет воды».
  • Соотношение целого и частей. В качестве примера можно привести «ложка варенья», «страница романа».
  • Объект воздействия при наличии глагола желания, намерения, удаления. Например, «сбежал из дома».
  • Сравнение. Например, «ярче солнца», «быстрее гепарда».
  • Отражение одного признака предмета по отношению к другому. В качестве примера можно привести «результат исследования», «данные тестирования».
  • Объект измерения или счета. К примеру, «литр сока».

как отличить родительный и винительный падежи

Винительный вариант используется для обозначения следующих понятий:

  • Передача отношений во времени или пространстве. В качестве примера стоит привести такие конструкции: «Я собираюсь пройти еще километр», «Встретились через два года».
  • Зависимость от наречия. Этот вариант считается наиболее редким. При этом он применяется в таких предложениях: «Стыдно за друга», «Радостно за подругу».
  • Переход действия на объект. При этом можно привести такие примеры: «Мальчик открыл книгу», «Девочка написала изложение».

Рассматриваемые понятия имеют целый ряд отличий. Разница заключается в вопросительных конструкциях, используемых окончаниях, смысловой нагрузке. Иногда для определения формы слова требуется подобрать для него адекватную замену.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий