Имя существительное представляет собой часть речи, которая обозначает любую предметность и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Меняется это слово по падежам. Чтобы их не путать друг с другом, нужно ознакомиться с определенной системой различий. Она поможет понять, как можно отличить родительный и винительный падежи. При этом для начала требуется разобраться в основных признаках и терминологии.
Признаки падежей
Ключевым признаком понятий считается окончание слова. К примеру, слова в родительном падеже могут заканчиваться на такие буквы:
- и, ы – это происходит в первом склонении;
- а, я – это характерно для второго склонения;
- и – наблюдается в третьем склонении.
Для слов в винительной форме характерны такие окончания:
- у, ю – наблюдается в первом склонении;
- а, я, е, о – характерно для второго склонения.
При этом нужно отметить, что в третьем склонении окончаний нет. Чаще всего сложности появляются при определении принадлежности одушевленного существительного. В такой ситуации сделать верный выбор поможет вопросительная конструкция и используемые предлоги:
- Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?», «чья?», «чей?». При этом используются такие предлоги, как: «для», «до», «около», «с», «у», «от».
- Винительный – в этом случае используются варианты «кого?», «что?». В данной ситуации применяются такие предлоги, как: «за», «в», «во», «про», «через», «на».
Важно учитывать, что в русском языке встречаются существительные, форма которых определяется с трудом. Это связано с тем, что они не склоняются. В качестве примера стоит привести такие слова, как «кофе» или «кино». В такой ситуации поможет правильно поставленный вопрос.
Как определить падеж
Для этой цели рекомендуется воспользоваться инструкцией:
- Определить одушевленность или неодушевленность.
- Задать соответствующие вопросы. При их постановке легче пользоваться парами «кого?», «чего?» или «кого?», «что?». Это связано с тем, что для одушевленных существительных вопросительные конструкции совпадают.
- Определить сочетаемость с вспомогательными словами. К ним относятся «нет» и «вижу».
- При необходимости заменить слова и определить форму по аналогии.
Замена может потребоваться в ряде случаев. Одушевленные существительные мужского рода второго склонения в обоих падежах звучат одинаково.
К примеру, «портфель ученика» и «знаю ученика». Чтобы не допустить ошибку, стоит выполнить замену на любое слово первого склонения – к примеру, «портфель ученицы» и «знаю ученицу». В этом случае слово «ученицы» находится в родительном падеже, а «ученицу» – в винительном. Аналогичная ситуация наблюдается со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных слов тоже совпадают – к примеру, «книги учеников» и «знаю учеников». Для правильного определения требуется заменить их на неодушевленное существительное, которое стоит во множественном числе, – к примеру, «книги библиотек» и «знаю библиотеки». В этом случае «библиотек» стоит в родительной форме, а «библиотеки» – в винительной. Такая ситуация характерна для слова «учеников».
Чем отличается родительный от винительного
Для рассматриваемых понятий характерны следующие отличия:
- Неодушевленные существительные отличаются разными окончаниями. В родительном падеже они отвечают на вопрос (нет) «чего?», в винительном – (вижу) «что?».
- Окончания одушевленных существительных могут совпадать. В таком случае стоит ориентироваться на смысл предложения.
- Форму неизменяемых слов тоже рекомендуется определять в зависимости от контекста.
Сравнительная таблица
Основные отличия представлены в таблице:
Критерий | Родительный | Винительный |
Вопрос | кого? чего? | кого? что? |
Вспомогательное слово | нет | вижу |
Окончания | и, ы
а, я и |
у, ю
а, я |
Предлоги | от, до, из, без, у, для, около, с | в, на, за, через, про |
Значение падежей
Родительный служит для обозначения следующих понятий:
- Принадлежность кому-то или чему-то. К примеру, «халат медсестры», «мех кошки».
- Объект воздействия при наличии глагола с отрицанием. Например, «не ест сыра», «не пьет воды».
- Соотношение целого и частей. В качестве примера можно привести «ложка варенья», «страница романа».
- Объект воздействия при наличии глагола желания, намерения, удаления. Например, «сбежал из дома».
- Сравнение. Например, «ярче солнца», «быстрее гепарда».
- Отражение одного признака предмета по отношению к другому. В качестве примера можно привести «результат исследования», «данные тестирования».
- Объект измерения или счета. К примеру, «литр сока».
Винительный вариант используется для обозначения следующих понятий:
- Передача отношений во времени или пространстве. В качестве примера стоит привести такие конструкции: «Я собираюсь пройти еще километр», «Встретились через два года».
- Зависимость от наречия. Этот вариант считается наиболее редким. При этом он применяется в таких предложениях: «Стыдно за друга», «Радостно за подругу».
- Переход действия на объект. При этом можно привести такие примеры: «Мальчик открыл книгу», «Девочка написала изложение».
Рассматриваемые понятия имеют целый ряд отличий. Разница заключается в вопросительных конструкциях, используемых окончаниях, смысловой нагрузке. Иногда для определения формы слова требуется подобрать для него адекватную замену.