В чем отличие между исследовательским методом и проектной деятельностью

Организация проектной и исследовательской деятельности представляет собой одно из наиболее важных условий эффективной подготовки учащихся к жизни в обществе и профессиональному самоопределению. При этом данные понятия имеют много общих организационно-управленческих характеристик. Однако многих интересует, в чем заключаются отличия исследовательского метода от проектного.

Сравнение терминов

Исследовательская деятельность отличается от проектной по ряду параметров. Главными из них считаются определения и цели. Однако есть и другие характерные особенности.

По определению

Проектом называют созданную педагогом систему действий, которая самостоятельно выполняется детьми и заканчивается получением продукта. По сути, это прототип конкретного объекта и вида деятельности. В итоге проект приводит к получению того, чего не было. Он требует другого качества или демонстрирует путь к его получению.

Исследованием называют создание новых знаний. По сути, оно представляет собой разновидность познавательной деятельности. Главное отличие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что исследование не подразумевает создания заблаговременно планируемого объекта, его модели или прототипа. Этим термином называют поиск неизвестного. При этом проектирование считается решением конкретной задачи, которая ясно осознается.

По цели

Целью проектной деятельности считается воплощение конкретного замысла. При этом исследование направлено на понимание сути явления или открытие новых закономерностей.

С учетом целей рассматриваемые формы деятельности часто представляют собой подсистемы друг друга. При реализации проекта одним из средств становится исследование. Если же проводится исследование, то средством часто выступает проектирование.

отличие между исследовательским методом и проектной деятельностью

По прочим характеристикам

Также отличия между рассматриваемыми понятиями касаются и других аспектов. Они сведены в таблицу:

Критерий Проектирование Исследование
Проблематика Оценивает социокультурную ситуацию как неудовлетворительную, выделяет причины. Оценивает ситуацию как познавательную проблему, которая обусловлена отсутствием пояснения причин конкретного явления.
Категория времени Работает с настоящим, трансформируя его в будущее. Извлекает новые знания.
Гипотеза Часто отсутствует. Предполагает формулирование теорий и гипотез.
Продукт Представляет собой замысел или план. Включает последовательное выполнение конкретных действий, направленных на достижение результата. Представляет собой процесс создания новых знаний. Подразумевает процесс поиска истины, получения новых знаний. Исследователю не всегда известно, что даст открытие, сделанное во время работы.
Этапы ·      определение тематики, постановка целей, выбор названия;

·      обсуждение вероятных вариантов исследовательской деятельности;

·      выполнение технологических операций;

·      оформление презентации;

·      анализ полученных результатов.

·      формулирование проблемы и актуальности темы;

·      выдвижение гипотезы;

·      формулирование цели и задач;

·      определение объекта и предмета;

·      выбор методов выполнения;

·      описание процесса;

·      обсуждение результатов, которые были получены;

·      формулирование выводов и оценка результатов.

Проектная и исследовательская деятельность считаются важными направлениями в процессе обучения. Они реализуют ряд задач. Несмотря на сходства, эти направления характеризуются и отличиями. Они касаются целей, определений, проблематики. Также присутствует разница в этапах проведения работы и получении итогового продукта.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий