В чем разница между оценкой и отметкой в педагогике – основные отличия

В образовательной системе часто применяются такие понятия, как оценка и отметка. Однако многие люди путают их значения. Причем это касается не только учеников или их родителей, но и преподавателей. Многие воспринимают эти термины как синонимы, а слово «отметка» и вовсе записали в устаревшее. Однако каждое из слов обладает своим четким значением. Так в чем заключается разница между оценкой и отметкой?

Что такое оценка

Это понятие происходит от слова «оценивать», или судить о ценности или значимости чего-то. Если дело касается ответа ученика, педагог смотрит на содержание работы и правильность ее выполнения. В итоге в тетрадь или журнал ставится отметка.

При анализе работы педагог высказывает суждение не только о правильности ее выполнения, но и об успехах ребенка при этом. Если не самый успешный ученик, который обычно получает 2-3 балла, выполняет сложное задание, учитель говорит «Молодец». В журнал он при этом выставляет цифру, а не пишет слово.

При этом педагог выполняет анализ работы и ведет подсчет ошибок. Иными словами, он рецензирует полученные материалы. В зависимости от полученных результатов или при сравнении успехов ученика в различные временные интервалы учитель делает заключение, которое базируется на ряде критериев. Таким образом отметка становится следствием оценивания.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
В переносном смысле оценкой может быть и отметка. Однако в общем значении под этим термином понимают лаконичное или более детальное суждение о достижениях ученика. В качестве критерия в этом случае выступают требования образовательной программы.

Отметка – описание термина

Это слово появилось от глагола «отмечать», или делать метку. Под этим термином в педагогике понимают определенный символ, который учитель ставит в журнал успеваемости. В школах РФ применяется 5-балльная система. Это соответствует количеству баллов, которые получены за ответ. Также есть 10- и 100-балльная система. В США применяются буквенные метки. Там О соответствует 5+, а U – 1. В Беларуси, Грузии и Армении используется 10-балльная система.

оценка и отметка разница

Параметры, которые влияют на выставление учителем конкретной отметки, фиксируются в рабочих программах по всем предметам. Обычно каждый педагог заранее озвучивает, за что выставляется тот или иной балл. Однако даже в пределах одного предмета возможно изменение критериев. К примеру, за 3 допущенные ошибки в диктанте ученику еще может быть поставлено 4, если 2 из них соответствуют одному правилу. При этом в словарном диктанте поставить за такую работу выше 3 нельзя.

Также отличаются отметки за выполнение заданий разного уровня сложности. В отдельных школах, к примеру, для контрольных используют несколько видов – на 3, 4 или 5 баллов. Ученик, который правильно сделал все задания на 3 балла, именно столько и получит. При выполнении задания на 5 баллов в случае ошибок он может рассчитывать на 4. 1 ставится, если задание не выполнено или списано. При этом преподавателю это требуется доказать.

Что у них общего

В отдельных случаях рассматриваемые понятия считаются схожими. Если учитель возле пятерки пишет «Молодец», оценочный компонент соответствует балльному. Аналогичная ситуация наблюдается, если 1 или 2 выведены жирным шрифтом и написаны очень крупно. Это свидетельствует о негодовании педагога. Причем это подтверждает шрифт, а не слова.

В первом классе педагоги, как правило, клеят наклейки или используют печати со смайликами. Их выражение отвечает конкретному баллу. Таким образом учитель посредством эмоции демонстрирует результаты ученика. Родители при этом могут сделать основные выводы относительно успеваемости чада.

оценка и отметка разница фото

Ключевые отличия

Каждое из рассматриваемых понятий имеет прямую связь с учебным процессом. При этом отметка отличается от оценки нишей, которую она занимает и способом выражения. Первая представляет собой графическое обозначение – чаще всего цифру. Отметка является количественным параметром, свидетельствующем об успеваемости.

Оценка же – это не конкретный балл, а словесная информация, которая касается качественных характеристик выполнения задания. К примеру, учитель может сказать: «Молодец!» или «Твою работу сложно назвать безупречной. Тебе необходимо повторить правила».

Перед формулированием оценочного суждения педагогу требуется сделать анализ работы или ответа ученика и сопоставить ее с эталонами, которые представлены в образовательной программе. В изречении учителя может присутствовать информация о том, что у школьника получилось сделать правильно, а где есть пробелы.

оценка и отметка разница фото

Важно, чтобы оценка носила объективный характер и выражалась максимально тактично. При этом педагог должен выражать индивидуальный подход к школьнику. Правильно высказанная оценка стимулирует ученика к совершенствованию знаний и делает обучение более эффективным.

После оценки ставится отметка. При этом баллы, которые выставляются учащимся, нельзя завышать. От этого снижается уровень подготовки. Ставить отметки, которые ниже заслуженных, тоже нельзя. Это может привести к снижению интереса к учебе и потере веры в свои силы.

Отметка и оценка представляют собой важные понятия. Однако второй термин отличается более широким значением. С помощью оценки ученик может осознать, настолько хорошо он поработал и на что ему требуется дополнительно обратить внимание. Отметка же является способом фиксации результатов работы при помощи графического знака.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий