Главное отличие административного права РФ, например, от гражданского — в методе регулирования правоотношений. Обе правовые отрасли посредством законов регулируют отношения в обществе. Однако административное регулирование осуществляется путем издания органами власти правил, которым нужно подчиниться и нельзя оспорить. В гражданском праве участники отношений имеют право выбора.
Понятие гражданского права
Совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц, называется гражданским правом (ГП). Эта отрасль является элементом правовой системы государства. Свод норм и правил по регулированию имущественных и неимущественных отношений лиц представлен в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), федеральных законах гражданско-правового характера.
Особенности ГП:
- предмет — имущественные и неимущественные взаимоотношения лиц;
- деятельность — регулирование гражданско-правовых отношений на основе ГК;
- главный метод — диспозитивный (свобода выбора, равенство всех участников взаимоотношений);
- принципы — равенство, свобода договора, неприкосновенность собственности, недопустимость злоупотреблений, невмешательство в частную жизнь;
- функции — регулятивные (налаживание и регулирование взаимоотношений) и охранительные (защита имущественных и неимущественных интересов лиц);
- субъекты — граждане, юридические лица, государство;
- объекты — имущество, работа и услуги, информация, интеллектуальная деятельность, нематериальные блага.
Важно! Нормы ГП регулируют правовые вопросы между гражданами, организациями и государством в плоскости материальных благ и защиты нематериальных интересов.
Особенности административного права
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
Особенности АП:
- предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
- деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
- главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
- принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
- функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
- субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
- объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.
В чем разница гражданского права от административного
Обе отрасли, несмотря на отличия, являются элементами правовой системы государства. Однако административное право все же отличается от гражданского тем, что только в отношениях административно-правового характера преобладает строгая субординация и неравенство в статусе участников.
По предмету регулирования
Сравнительная таблица отличий:
Критерии | Гражданское | Административное |
Предмет регулирования / Отличие | Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения правоспособных и дееспособных лиц. Круг интересов: право собственности, обязательственное, наследственное, интеллектуальное, корпоративное право, защита здоровья, жизни, чести, достоинства. | Регулирует общественные (в т. ч. имущественные) правоотношения в сфере государственного управления и исполнительной деятельности государства. Государственные (муниципальные) органы устанавливают правила в социальной, политической, культурной, экономической сфере. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в рамках реализации исполнительной власти. |
По составу участников
Сравнительная таблица отличий:
Критерии | Гражданское | Административное |
Состав участников / Отличие | Регулирует имущественные (неимущественные) взаимоотношения между правоспособными и дееспособными гражданами, юридическими лицами, государством. Все субъекты равны в своих правах и отвечают за свои действия согласно нормам закона. | Регулирует общественные отношения управленческого характера между государственными (муниципальными) органами (с одной стороны) и дееспособными физическими лицами или правоспособными юридическими лицами (с другой стороны). |
По методу регулирования
Сравнительная таблица отличий:
Критерии | Гражданское | Административное |
Метод регулирования / Отличие | Использует дозволительный (разрешено все, что не запрещено законом) и диспозитивный (право выбора) метод регулирования. Участники гражданских правоотношений равны перед законом, имеют одинаковый статус, вправе самостоятельно принимать решения, имеют свободу выбора. | Использует метод субординации и императивный (власть-подчинение) метод. Участники административных правоотношений имеют неравные права. Органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические и юридические лица. |
По наказанию за нарушения
Сравнительная таблица отличий:
Критерии | ГП | АП |
Наказание за нарушения / Отличие | Ответственность наступает в результате противоправного действия (при причинении материального или морального вреда). Меру взыскания определяет суд. Наказание возможно в виде штрафа, компенсации материальных убытков или морального вреда, запрета заниматься определенной деятельностью, понуждения к заключению договора. | Ответственность наступает при несоблюдении установленных административным правом норм и правил. К ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения. Привлекать к ответственности имеет право только государство. Наказание назначает суд, орган исполнительной власти или местного самоуправления. Виды наказания: штрафы, предупреждения, лишение права, конфискация конкретного предмета правонарушения, запреты на посещение, административный арест, обязательные работы. |
Итоги
Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.
В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.
Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.
За несоблюдение установленного государством законодательства полагается наказание. Ответственность наступает только в случае правонарушения. Наказывается то лицо, которое совершило противоправное действие.
Все вопросы, связанные с гражданскими правонарушениями, рассматриваются в суде на основе иска потерпевшего. Только судья вправе выносить обвинительный приговор по гражданскому делу.