Распространенная дилемма при покупке мототехники и садовых бензиновых агрегатов — какой двигатель лучше, двухтактный или четырехтактный. Один и тот же вид техники бывает с разными типами моторов, например, газонокосилка, бензопила, квадроцикл, мотоцикл. Чтобы разобраться, чем двухтактный двигатель отличается от четырехтактного, необходимо оценить их производительность, массу, мощность и особенности техобслуживания.
Два такта или четыре — на что это влияет
Цикл работы бензинового двигателя состоит из четырех фаз: впуска, сжатия, сгорания и выпуска. Движение поршня между крайними положениями называется тактом. Поворот коленвала на 180 градусов соответствует одному такту.
В двухтактном моторе цикл работы завершается за два поворота вала, что значит прохождение двух тактов. В четырехтактном двигателе вал делает четыре оборота, то есть цикл проходит за четыре такта. От количества тактов зависит экономичность и стоимость аппарата.
Двухтактный двигатель. Плюсы
Первое преимущество заключается в более низкой цене. Кроме экономии денег двухтактный двигатель внутреннего сгорания привлекателен следующими качествами:
Качество | Описание |
Малый вес | Простой механизм состоит из небольшого количества деталей. |
Реактивность | Быстро разгоняется и замедляется |
Практичность | С одним цилиндром при малой массе выдает большую мощность |
Работа в любых условиях | За счет смешивания бензина и масла |
Мототехника с одноцилиндровым мотором легче по весу, маневренная и рассчитана на короткие скоростные поездки.
Двухтактный двигатель. Минусы
Простота конструкции не исключает поломки, ведь при высокой мощности детали изнашиваются быстрее. Отрицательные стороны мотора с двухтактным циклом:
- интенсивное переключение передач и задействование сцепления;
- частый ремонт;
- топливо расходуется неэффективно, так как выходит с воздухом на впуске и сжатии;
- грязные продукты сгорания.
Масло и бензин подаются по одному каналу. Плохая смазка сокращает срок работы аппарата.
Управление мототехникой с двухтактным мотором покажется новичкам запутанным из-за постоянного взаимодействия сцепления и переключателя скорости.
Четырехтактный двигатель. Плюсы
В сложной конструкции аппарата больше элементов и четыре цилиндра, но управлять им проще. Преимущества, которыми отличаются моторы с четырехтактным циклом:
Качество | Описание |
Мощность | Высокая, но без ущерба деталям из-за большего количества цилиндров |
Экономичность | Контроль топлива во время впуска и сжатия |
Экологичность | Меньше вредных выхлопов |
Долгий срок эксплуатации | Ремонт требуется реже |
Подача масла отдельно от бензина обеспечивает хорошую смазку деталям, поэтому при высокой мощности аппарат работает дольше и чище. В системе управления меньше переключений, поэтому новичкам легче освоиться.
Четырехтактный двигатель. Минусы
Способ, как отличить технику с разными типами мотора — сравнить по весу. Четырехтактный двигатель на 50 процентов тяжелее двухтактного. Другие недостатки аппарата:
- стоит дороже;
- ремонт требуется реже, но тоже выходит дороже;
- хуже заводится в мороз.
Техника с четырехцилиндровым движком тяжела во всех смыслах — для скоростных стартов и передвижения вручную в труднопроходимой местности.
Заключение
Моторы с двухтактным и четырехтактным циклом отличаются сроком и удобством эксплуатации, которые определяет разница в конструкции и системе подачи масла. Одноцилиндровый двигатель дешевле и не уступает по мощности четырехцилиндровому. Но второй — более выгодное вложение из-за экономного расхода топлива и редких поломок.