В чем отличия между карбюратором и инжектором и какой двигатель лучше

Современные автомобили обычно оснащены инжекторной системой подачи топлива. Только «ветераны» советского автопрома помнят такое устройство, как карбюратор и проблемы, связанные с его эксплуатацией. Электроника вытеснила устаревшую механику, заставив автовладельцев следить за качеством бензина и пользоваться услугами СТО. Чем карбюратор отличается от инжектора и каких преимуществ лишилось новое поколение машин, разберем подробнее.

Карбюратор: определение, принцип действия, типы

Устройство для смешивания и подачи топлива в двигателях внутреннего сгорания изобретено в период с 1872 по 1876 год. Со второй половины XX века механические карбюраторные системы начали заменять электронными инжекторными. В автомобилестроении механика уже не используется, но по-прежнему популярна в сборке мотоциклов, генераторов, бензиновой садовой техники и инструментов.

Составные части карбюратора:

  • поплавковая камера — устройство с поплавком и запорной иглой открывает и закрывает подачу топлива;
  • дроссельная заслонка — регулирует количество бензина, поступающего в двигатель;
  • жиклер — цилиндр с отверстиями, через которые поступает бензин в камеру сгорания;
  • диффузор — трубка для подачи воздуха.

Бензин сначала попадает в поплавковую камеру. Когда уровень жидкости высокий, поплавок поднимается, а игла перекрывает подачу топлива. Из поплавковой камеры бензин попадает в жиклер, а потом в диффузор, где смешивается с воздухом. Смешивание происходит, когда давление в камере ниже, чем в диффузоре — на первом такте цикла работы двигателя.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Чтобы определить что лучше, карбюратор или инжектор, необходимо разобраться в видах топливных систем.

Виды карбюраторов

У механических устройств подачи топлива, по-простому карбюраторов, богатая классификация:

Характеристика Вид Описание
Регулировка сечения диффузора С постоянным разрежением Обеспечивает подачу топливной смеси с паровой фракцией до 97 процентов, что невозможно при инжекторе.
С постоянным сечением Типична для советских и российских серийных автомобилей.
С золотниковым дросселированием Золотник изменяет сечение диффузора и подача топлива регулируется. Система типична для мотоциклов
Направление потока топливной смеси Вертикальный Топливо движется снизу вверх или наоборот
Горизонтальный Движение топлива по горизонтали
Количество камер Однокамерный С одной камерой и дроссельной заслонкой
Многокамерный От двух до четырех камер с индивидуальными заслонками, которые открываются одновременно или по очереди
Вентиляция поплавковой камеры Балансированный Воздух попадает в камеру из фильтра
Небалансированный Подача воздуха из атмосферы

Карбюраторы с постоянным разрежением популярны в современном конструировании мотоциклов. Они экологичны наравне с инжекторными системами, проще по конструкции и дешевле.

Инжектор: определение, принцип работы, типы

Распылитель топлива в двигателях называется инжектором. Его особенность — принудительное впрыскивание топлива. Инжекторная система изобретена в конце XIX века. В начале XX века ее частично использовали в гоночных болидах, потом в военном авиастроении, так как принудительное впрыскивание не зависит от гравитации.

Первым серийным автомобилем с инжекторной системой был 300SL или «Крыло чайки», выпущенный немецким концерном Mersedes-Benz в 1954 году. В 80-е годы западное автомобилестроение начало отказываться от карбюраторной регулировки подачи топлива из-за распространения электроники, повышения требований к экологичности выхлопов и стандартам топлива.

Основные части инжекторной системы — форсунки, электрический бензонасос и контроллер. Топливо распыляется через форсунки в цилиндры двигателя, а его количество регулирует котроллер.

Количество бензина рассчитывается автоматически на основании информации, поступающей от множества датчиков, установленных в системе автомобиля. В параметры входит скорость, температура охлаждающей жидкости и поступающего воздуха, даже рельеф дороги.

Инжекторные системы различают по количеству форсунок:

Вид инжектора Подвид Описание
Моновпрыск Топливо распределяется по всем цилиндрам через одну форсунку.
Распределенный впрыск Одновременный На каждый цилиндр приходится отдельная форсунка, и они подают топливо одновременно.
Попарно-параллельный Форсунки работают в тактовом цикле парами: одна открывается на впуске, а другая — на выпуске.
Фазированный Форсунки не связаны друг с другом, но все открываются перед впуском.
Непосредственный Топливо впрыскивается в камеру сгорания напрямую.

В современных электронных системах длительность открытия форсунок регулируют микроконтроллеры, также основываясь на данных от датчиков.

Преимущества и недостатки различных систем подачи топлива

Инжекторная и карбюраторная системы заключают в себе разные подходы к подготовке и подаче топлива. В первом случае используется электроника, и бензин поступает непосредственно в цилиндры.

Во втором случае важную роль играет соотношение давления в камере сгорания и в диффузоре, а бензин перед подачей смешивается с воздухом. Отсюда вытекает первый недостаток, который отличает карбюраторный двигатель от инжекторного — нерациональный расход мощности и топлива.

Работу карбюратора отлаживают вручную. На всех скоростях бензин подается в одинаковом количестве. Неотработанный избыток топливной жидкости выходит с выхлопами, что неблагоприятно для экологии. Но у механики всегда есть преимущества над электроникой.

Карбюратор

Старые топливные системы работают на бензине, октановое число которого ниже допустимого. Разница между инжекторным двигателем заключается в том, что карбюраторный можно заправлять бензином низкого качества.

Другие преимущества механики:

  • легко починить своими руками;
  • бюджетный ремонт на СТО;
  • просто найти устройство под определенную модель автомобиля.

Хода машины с поврежденным карбюратором хватит, чтобы доехать до гаража или станции техобслуживания.

Недостатки карбюраторных систем:

  • быстрее расходуют топливо;
  • засоряются жиклеры;
  • перегреваются в жару и замерзают в мороз;
  • загрязняют природу выхлопами.

Карбюраторы чаще ломаются, но починить их или купить новый дешевле. Для ремонта или замены не требуется специальное оборудование.

Инжектор

Двигатель с инжекторной системой дает до 10 процентов больше мощности. Подача топлива четко регулируется по потребностям машины в реальном времени. Бензин расходуется экономнее на 30 процентов, а в выхлопах меньше токсичных примесей. К преимуществам инжектора также относятся:

  • редкие поломки;
  • не требуется ручная настройка;
  • работа без перегрева и переохлаждения.

Ездить на машине с электроникой удобно, но автовладельцы попадают в своеобразную зависимость от стандартов, которые устанавливают производители. Прежде всего, это касается топлива.

Недостатки инжектора:

  • автомобиль нельзя заправлять низкооктановым бензином;
  • поломка датчика нарушает работу системы;
  • обнаружить поломку возможно лишь на СТО со специальным оборудованием;
  • высокая стоимость диагностики и ремонта.

Бензин низкого качества выводит из строя инжекторную систему. Починить автомобиль самостоятельно в дороге не получится. Детали на некоторые марки авто дорогостоящие и их трудно найти.

Так что же выбрать?

Зная, как отличить карбюратор от инжектора, можно определить, в каких случаях механика предпочтительнее электроники. Отечественный автопром отходит от европейских экологических стандартов, поэтому новые модели с механической подачей топлива встречаются, например, микроавтобусы.

Автомобили с карбюраторными двигателями считаются подходящим транспортом для мест, где нет крупных станций техобслуживания, и бывают перебои с бензином. Машины с инжекторными двигателями — лучший вариант для поездок в черте города, когда неприемлемо излишне расходовать топливо. В мегаполисах есть СТО, на которых проводят диагностику и ремонт электроники.

Полезные советы по уходу за карбюратором и инжектором

Для поддержания работоспособности обоих топливных систем существуют общие правила:

  • заправлять автомобиль высокооктановым бензином;
  • регулярно проходить техосмотр на станциях техобслуживания с хорошей репутацией;
  • следить за чистотой бензобака, жиклеров и форсунок;
  • менять топливные и воздушные фильтры. Это удобно делать вместе с заменой масла и масляного фильтра.

Автомобили с инжекторными двигателями не рассчитаны на любительский ремонт. Чтобы и дальше благополучно ездить на машине с электроникой, лучше не лезть под капот в случае поломки, а сразу обращаться к специалистам.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий