Современные автомобили обычно оснащены инжекторной системой подачи топлива. Только «ветераны» советского автопрома помнят такое устройство, как карбюратор и проблемы, связанные с его эксплуатацией. Электроника вытеснила устаревшую механику, заставив автовладельцев следить за качеством бензина и пользоваться услугами СТО. Чем карбюратор отличается от инжектора и каких преимуществ лишилось новое поколение машин, разберем подробнее.
Карбюратор: определение, принцип действия, типы
Устройство для смешивания и подачи топлива в двигателях внутреннего сгорания изобретено в период с 1872 по 1876 год. Со второй половины XX века механические карбюраторные системы начали заменять электронными инжекторными. В автомобилестроении механика уже не используется, но по-прежнему популярна в сборке мотоциклов, генераторов, бензиновой садовой техники и инструментов.
Составные части карбюратора:
- поплавковая камера — устройство с поплавком и запорной иглой открывает и закрывает подачу топлива;
- дроссельная заслонка — регулирует количество бензина, поступающего в двигатель;
- жиклер — цилиндр с отверстиями, через которые поступает бензин в камеру сгорания;
- диффузор — трубка для подачи воздуха.
Бензин сначала попадает в поплавковую камеру. Когда уровень жидкости высокий, поплавок поднимается, а игла перекрывает подачу топлива. Из поплавковой камеры бензин попадает в жиклер, а потом в диффузор, где смешивается с воздухом. Смешивание происходит, когда давление в камере ниже, чем в диффузоре — на первом такте цикла работы двигателя.
Виды карбюраторов
У механических устройств подачи топлива, по-простому карбюраторов, богатая классификация:
Характеристика | Вид | Описание |
Регулировка сечения диффузора | С постоянным разрежением | Обеспечивает подачу топливной смеси с паровой фракцией до 97 процентов, что невозможно при инжекторе. |
С постоянным сечением | Типична для советских и российских серийных автомобилей. | |
С золотниковым дросселированием | Золотник изменяет сечение диффузора и подача топлива регулируется. Система типична для мотоциклов | |
Направление потока топливной смеси | Вертикальный | Топливо движется снизу вверх или наоборот |
Горизонтальный | Движение топлива по горизонтали | |
Количество камер | Однокамерный | С одной камерой и дроссельной заслонкой |
Многокамерный | От двух до четырех камер с индивидуальными заслонками, которые открываются одновременно или по очереди | |
Вентиляция поплавковой камеры | Балансированный | Воздух попадает в камеру из фильтра |
Небалансированный | Подача воздуха из атмосферы |
Карбюраторы с постоянным разрежением популярны в современном конструировании мотоциклов. Они экологичны наравне с инжекторными системами, проще по конструкции и дешевле.
Инжектор: определение, принцип работы, типы
Распылитель топлива в двигателях называется инжектором. Его особенность — принудительное впрыскивание топлива. Инжекторная система изобретена в конце XIX века. В начале XX века ее частично использовали в гоночных болидах, потом в военном авиастроении, так как принудительное впрыскивание не зависит от гравитации.
Первым серийным автомобилем с инжекторной системой был 300SL или «Крыло чайки», выпущенный немецким концерном Mersedes-Benz в 1954 году. В 80-е годы западное автомобилестроение начало отказываться от карбюраторной регулировки подачи топлива из-за распространения электроники, повышения требований к экологичности выхлопов и стандартам топлива.
Основные части инжекторной системы — форсунки, электрический бензонасос и контроллер. Топливо распыляется через форсунки в цилиндры двигателя, а его количество регулирует котроллер.
Количество бензина рассчитывается автоматически на основании информации, поступающей от множества датчиков, установленных в системе автомобиля. В параметры входит скорость, температура охлаждающей жидкости и поступающего воздуха, даже рельеф дороги.
Инжекторные системы различают по количеству форсунок:
Вид инжектора | Подвид | Описание |
Моновпрыск | Топливо распределяется по всем цилиндрам через одну форсунку. | |
Распределенный впрыск | Одновременный | На каждый цилиндр приходится отдельная форсунка, и они подают топливо одновременно. |
Попарно-параллельный | Форсунки работают в тактовом цикле парами: одна открывается на впуске, а другая — на выпуске. | |
Фазированный | Форсунки не связаны друг с другом, но все открываются перед впуском. | |
Непосредственный | Топливо впрыскивается в камеру сгорания напрямую. |
В современных электронных системах длительность открытия форсунок регулируют микроконтроллеры, также основываясь на данных от датчиков.
Преимущества и недостатки различных систем подачи топлива
Инжекторная и карбюраторная системы заключают в себе разные подходы к подготовке и подаче топлива. В первом случае используется электроника, и бензин поступает непосредственно в цилиндры.
Во втором случае важную роль играет соотношение давления в камере сгорания и в диффузоре, а бензин перед подачей смешивается с воздухом. Отсюда вытекает первый недостаток, который отличает карбюраторный двигатель от инжекторного — нерациональный расход мощности и топлива.
Работу карбюратора отлаживают вручную. На всех скоростях бензин подается в одинаковом количестве. Неотработанный избыток топливной жидкости выходит с выхлопами, что неблагоприятно для экологии. Но у механики всегда есть преимущества над электроникой.
Карбюратор
Старые топливные системы работают на бензине, октановое число которого ниже допустимого. Разница между инжекторным двигателем заключается в том, что карбюраторный можно заправлять бензином низкого качества.
Другие преимущества механики:
- легко починить своими руками;
- бюджетный ремонт на СТО;
- просто найти устройство под определенную модель автомобиля.
Хода машины с поврежденным карбюратором хватит, чтобы доехать до гаража или станции техобслуживания.
Недостатки карбюраторных систем:
- быстрее расходуют топливо;
- засоряются жиклеры;
- перегреваются в жару и замерзают в мороз;
- загрязняют природу выхлопами.
Карбюраторы чаще ломаются, но починить их или купить новый дешевле. Для ремонта или замены не требуется специальное оборудование.
Инжектор
Двигатель с инжекторной системой дает до 10 процентов больше мощности. Подача топлива четко регулируется по потребностям машины в реальном времени. Бензин расходуется экономнее на 30 процентов, а в выхлопах меньше токсичных примесей. К преимуществам инжектора также относятся:
- редкие поломки;
- не требуется ручная настройка;
- работа без перегрева и переохлаждения.
Ездить на машине с электроникой удобно, но автовладельцы попадают в своеобразную зависимость от стандартов, которые устанавливают производители. Прежде всего, это касается топлива.
Недостатки инжектора:
- автомобиль нельзя заправлять низкооктановым бензином;
- поломка датчика нарушает работу системы;
- обнаружить поломку возможно лишь на СТО со специальным оборудованием;
- высокая стоимость диагностики и ремонта.
Бензин низкого качества выводит из строя инжекторную систему. Починить автомобиль самостоятельно в дороге не получится. Детали на некоторые марки авто дорогостоящие и их трудно найти.
Так что же выбрать?
Зная, как отличить карбюратор от инжектора, можно определить, в каких случаях механика предпочтительнее электроники. Отечественный автопром отходит от европейских экологических стандартов, поэтому новые модели с механической подачей топлива встречаются, например, микроавтобусы.
Автомобили с карбюраторными двигателями считаются подходящим транспортом для мест, где нет крупных станций техобслуживания, и бывают перебои с бензином. Машины с инжекторными двигателями — лучший вариант для поездок в черте города, когда неприемлемо излишне расходовать топливо. В мегаполисах есть СТО, на которых проводят диагностику и ремонт электроники.
Полезные советы по уходу за карбюратором и инжектором
Для поддержания работоспособности обоих топливных систем существуют общие правила:
- заправлять автомобиль высокооктановым бензином;
- регулярно проходить техосмотр на станциях техобслуживания с хорошей репутацией;
- следить за чистотой бензобака, жиклеров и форсунок;
- менять топливные и воздушные фильтры. Это удобно делать вместе с заменой масла и масляного фильтра.
Автомобили с инжекторными двигателями не рассчитаны на любительский ремонт. Чтобы и дальше благополучно ездить на машине с электроникой, лучше не лезть под капот в случае поломки, а сразу обращаться к специалистам.