Для увеличения объемов продаж компании используют самые разные инструменты. Одними из наиболее востребованных маркетинговых технологий считаются PR и реклама. Они характеризуются определенными особенностями. При этом отличия рекламы от PR известны далеко не всем. Они затрагивают целевую аудиторию, особенности освещения в СМИ, контроль над материалами и многое другое.
Определения
PR отличается от рекламы по целому ряду критериев. Чтобы разобраться в этом вопросе, важно проанализировать определения этих процессов.
PR
Эта аббревиатура расшифровывается как «Public Relations». Она представляет собой технологию в маркетинге, которая используется для формирования мнения о компании и ее товарах. Для этого сотрудники занимаются ведением блога, выступают на конференциях, проводят социальные акции. Иногда фирмы пользуются методами черного пиара, которые имеют определенные различия. Все это помогает привлечь к ним внимание.
Реклама
Под этим термином понимают часть маркетинга, которая представляет собой один из методов увеличения объемов продаж. Реклама помогает привлечь внимание целевой аудитории и описывает преимущества того или иного продукта. Для этого применяют различные инструменты – медийную, контекстную, таргетированную рекламу. Они занимаются ведением социальных сетей и запускают материалы на радио и ТВ.
Разница между процессами
Главные отличия PR от рекламы заключаются в следующем:
- Освещение или публикация в средствах массовой информации. Рекламная кампания всегда оплачивается. При этом целью PR считается получение бесплатной рекламы для своей компании. В качестве инструментов часто используются конференции, пресс-релизы и другие мероприятия.
- Контроль над материалами. При использовании рекламы компания может полностью контролировать размещение своих материалов в средствах массовой информации и вносить в них коррективы. Это связано с оплатой рекламной площади. В PR контроля как такового нет. СМИ могут не публиковать материалы, которые не вызывают у них интереса.
- Длительность освещения материалов. При рекламировании продукции оплачиваются площадь или время. Потому всегда имеется возможность увеличить длительность раскрутки рекламного сообщения в эфире или печатных изданиях. В PR любой материал отличается одноразовым эффектом.
- Отношение потребителей к информации. При проведении рекламных кампаний потребители понимают, что все проекты оплачиваются. Потому они относятся к ним с определенной долей недоверия. В PR у потребителей возникает больше доверия, поскольку они воспринимают предоставление сведений как информирование.
- Креативность сообщения. Вся реклама базируется на креативности. В PR на передний план выходят важность и актуальность.
- Аудитория. В рекламе основными представителями целевой аудитории считаются потребители товаров. В PR круг взаимодействия является более широким. При этом приходится строить коммуникации с органами власти, со средствами массовой информации и внешней ЦА.
- Особенности подачи сообщения. В рекламе применяется большое количество оборотов, которые стимулируют потребителей совершать покупки. В Public Relations не должно быть коммерческого послания. В противном случае это будет расцениваться как реклама. В этой ситуации средства массовой информации вряд ли будут публиковать такие материалы. Все тексты должны быть написаны исключительно в деловом или публицистическом стиле.
Основные отличия и особенности рассматриваемых понятий представлены в виде таблицы:
Реклама | PR |
Уделяет внимание решению тактических задач. Увеличение прибыли достигается за счет прямого стимулирования аудитории на приобретение продукции при помощи информационной кампании. | Решает стратегические задачи, которые заключаются в увеличении стоимости организации благодаря наращиванию нематериальных активов. |
Привлекает внимание к продукции, ее плюсам, выгоде от покупки в определенную единицу времени и в конкретном месте. | Акцентирует внимание на компании – ее полезности, сильных сторонах, открытости обществу и работникам фирмы. |
Концентрируется на продаже продукта. | Занимается продажей концепции. |
Опирается на потребности, мотивы и ожидания целевой аудитории. | Опирается на общественное мнение. |
Методы
Рассматриваемые явления используют для достижения своих целей различные методы. В этом кроются их важные особенности.
Рекламных кампаний
К основным способам рекламных практик относят следующее:
- метод выкладки продукции, которую планируется продавать, – к ним относят мерчендайзинг и ценообразование;
- подготовка раздаточных материалов – в частности, буклетов;
- дегустация товаров, демонстрация, раздача образцов, консультирование покупателей;
- почтовая рассылка, применение электронной почты;
- таргетированная реклама в социальных сетях и привлечение блогеров.
PR-практик
В PR применяются следующие методы:
- организация массовых акций – конкурсов, фестивалей, церемоний и других мероприятий;
- специальные события – к ним относятся премьеры, приемы, конференции;
- подготовка и проведение выставок – в этом случае на небольшой территории представлены конкуренты, партнеры по бизнесу, заказчики.
Реклама и PR представляют собой схожие понятия, которые используются для увеличения продаж компании. Тем не менее, они имеют достаточно много отличий, которые затрагивают различные критерии.